22 декабря
1857 - В России появились первые почтовые марки.
Первая российская марка стоила 10 копеек, тираж ее составил три миллиона экземпляров.
1914 – Начало Сарыкамышского сражения. 15 ноября 1914 русские войска тремя отрядами перешли турецкую границу. Перед началом боевых действий Кавказская армия была рассредоточена на две группы в соответствии с двумя главными операционными направлениями:
Карское направление (Карс — Эрзерум) — Сарыкамышский и Ольтинский отряды (всего ок. 6 дивизий),
Эриванское направление (Эривань — Алашкерт) — Эриванский отряд (ок. 2 дивизий, усиленных конницей).
Фланги прикрывались небольшими самостоятельными отрядами из пограничной стражи, казаков и ополчения: правый фланг — направление вдоль Черноморского побережья к Батуму, а левый — против курдских районов, где с объявлением мобилизации турки начали формировать курдскую иррегулярную конницу, и персидского Азербайджана. Активно велось формирование армянских добровольческих дружин. Было сформировано четыре таких отряда под командованием Андраника Озаняна (или просто Андраник — у армян было принято обращение по имени), Драстамата Канаяна (Дро), Амазаспа Срванцтяна (Амазасп) и Аршака Кюфаряна (Кери). Армяне всего мира с энтузиазмом начали сбор денег для дружин, добровольцы ехали из разных стран, тысячи желающих обращались в русские посольства и консульства в Египте, на Кипре, в Париже, Вашингтоне, Софии.
Командующим Кавказской армией был назначен генерал от кавалерии граф И.И.Воронцов-Дашков.
Во второй половине ноября положение на Кавказском фронте ухудшилось - 29 ноября турецкие войска сами вторглись в пределы российского Закавказья в прибрежной зоне и при содействии восставших аджарцев, напавших с тыла и флангов на немногочисленные русские войска, заняли плацдарм перед крепостью Батум, что потребовало от русского командования направить сюда усиленный отряд, начавший при поддержке миноносцев вытеснение турок из Южной Аджарии.
7 декабря возобновились турецкие атаки и на центральном участке, у Кеприкея. Но с помощью прибывающих частей 2-го Туркестанского корпуса генералу от инфантерии Г.Э.Берхману удавалось сдерживать натиск, и его войска отбивались на позициях у селений Маслагат, Юзверан, Арди и Даяр.
Значительных успехов в это время добился Азербайджанский отряд Федора Григорьевича Чернозубова, в который влилась и 1-я армянская дружина. Он выбил турок из приграничных районов Ирана, взял г. Котур. После чего сам перешел границу и вторгся в Порту с востока. С боями были захвачены г. Сарай, Баш-кала. И части Чернозубова по сути проникли во фланг и тыл турецкого фронта. Но пока эти успехи не могли быть востребованы, а в самом отряде для их развития не хватало сил.
На фото генерал от инфантерии Георгий Эдуардович Берхман:
Взявший на себя командование турецкими силами военный министр Энвер-паша планировал окружить русские войска в районе Сарыкамыша и разбить их. В случае успеха перед османскими войсками открывалась прямая дорога в Закавказье.
22 декабря началось турецкое наступление. На Ольтинский отряд генерала Истомина, состоявший из 2 полков пехоты, казачьего Терско-Моздокского полка и имевший 24 орудия обрушилось две дивизии. Под ударами превосходящего противника Истомин стал отходить – сначала в Ольты, но обнаружив опасность обхода, – далее на Ардаган.
9-й турецкий корпус по горной местности продвигался в стык между Ольтинским и Сарыкамышским русскими отрядами, 11-й корпус в это время атаковал группу генерала Берхмана, составлявшую треть всей русский армии.
Турки попытались обойти и южный фланг, прорвавшись в долину Аракса, но были остановлены у Кара-Дербентского прохода казаками 1-го Горно-Моздокского полка подполковника Кулебякина.
Из-за плохой связи в первое время русские части действовали несогласованно – отряд Истомина отходил под ударами противника, а более крупная группировка Берхмана успешно отразив атаки 11-го турецкого корпуса сама начала наступление на Кеприкей.
Над Сарыкамышем, тем временем нависла нешуточная опасность - передовые отряды 9-го турецкого корпуса захватили перевал Бардус в 5 км от Сарыкамыша и появились на подступах к городу. В самом Сарыкамыше русских войск почти не было. Оборону возглавил случайно оказавшийся в городе начальник штаба 2-й пластунской бригады полковник Н.А.Букретов. Будущий Кубанский атаман на скорую руку собрал отряд из 100 мальчишек-подпоручиков, выпускников Тифлисского училища, только что приехавших на фронт, и нескольких взводов, охранявших станции и склады. Отряд занял позиции севернее города и отразил первые наскоки неприятеля.
Сражения кипели уже по всему фронту. На Приморском участке турки вышли к Батуму, причем население Нижней Аджарии присоединилось к неприятелю. Вскоре пал Ардаган.
Нажимали турки и на другом фланге, ожесточенные бои шли на Тапаризском перевале, обороняемом Закаспийской бригадой и армянскими дружинами Дро и Амазаспа. Дро был тяжело ранен и даже среди лихих казаков заслужил репутацию “храбрейшего из храбрых”.
На фотографии Драстамат Мартиросович Канаян, более известный как «генерал Дро»:
24 декабря в Сарыкамыш прибыли помощник главнокомандующего Кавказской армией генерал от инфантерии А.З.Мышлаевский и начальник штаба Кавказской армии генерал-лейтенант Н.Н.Юденич. Оценив обстановку, они приказали Берхману прекратить наступление, а бригаде генерал-майора М.А.Пржевальского было велено ускоренным маршем двигаться к Сарыкамышу.
26 декабря турки начали штурм города. Сборные команды Букретова стояли насмерть. В ремонтных мастерских и среди грузов на станции нашлось несколько орудий и пулеметов, и озверелых аскеров, отчаянно лезущих к теплу и пище, отбивали огнем. В это время подоспел 1-й Запорожский полк Кравченко из дивизии Баратова, Юденич сразу же направил казаков прикрыть район вокзала. К городу стали подходить и туркестанские стрелки, отступающие подразделения 1-го Кавказского корпуса, их тоже немедленно ставили на оборону. 27 декабря русские разведчики, совершив вылазку, добыли ценнейшего “языка” — ранили и утащили к своим начальника штаба 29-й турецкой дивизии. Однако полученные от него сведения ввергли Мышлаевского в панику. Пока Сарыкамыш атаковали лишь с севера, а тут стало известно, что крупные силы выходят к железной дороге и намного западнее. Известной стала и огромная численность турецкой группировки.
Мышлаевский предложил отступать к Карсу, но это решение встретило жёсткий отпор Юденича, которым формально не был подчинён «помощнику Главнокомандующего». Тогда генерал Мышлаевский повёл себя очень странно, попросту бросив войска на произвол судьбы и уехав из Сарыкамыша. При этом помощник командующего напоследок передал нескольким командирам корпусов и отдельных отрядов приказ начать отступление. Командование де-факто осталось за Юденичем, хотя своими безответственными действиями Мышлаевский сильно осложнил задачу обороны Сарыкамыша. Генерал Берхман не пожелал подчиниться Юденичу и, ссылаясь на приказ Мышлаевского стал выводить свои войска из боя. И Юденич со своим помощником полковником Драценко начали рассылать директивы частям через его голову — как распоряжение “штаба армии”. А позже Воронцов-Дашков официально поручил Юденичу командование всей группировкой для прорыва из окружения.
На фото генерал от инфантерии Николай Николаевич Юденич, его начальник штаба генерал-майор Даниил Павлович Драценко и офицеры штаба:
Однако генерал и не думал выходить из окружения, напротив он решил воспользоваться растянутостью измотанных тяжёлыми боями и трудными горными переходами турецких войск и наголову разбить их. Имеющимися в наличии и уже находящимися в окружении силами подрубить под основание длинный язык вражеского прорыва. Тем более что возле этого основания сражался 9-й турецкий корпус, начавший атаки раньше 10-го, измотанный и понесший большие потери. Вечером 28 декабря подошла 1-я пластунская бригада, совершив беспримерный марш “20 часов похода, 4 часа отдыха” — да еще по пояс в снегу, по горам и “чертовым мостам” над ущельями. Пржевальскому Юденич поручил оборону города.
На фото генерал-майор Михаил Алексеевич Пржевальский:
Однако положение оставалось чрезвычайно тяжелым. Выйдя на железную дорогу и шоссе, турки повернули на Сарыкамыш и навалились на него уже не только с севера, а и с востока. 29 декабря крупными силами, не считаясь с потерями, захватили ключевую высоту Орлиное гнездо. Прорвались на городские окраины, захватили станцию, казармы Елисаветпольского полка, прорывались к центру. Командир Запорожского полка И.С. Кравченко погиб. Энвер уже объявил о победе, ему казалось, что русских остается только добить, только еще чуть-чуть дожать. Но вот дожать-то не получалось. Защитники города продолжали драться, переходили в отчаянные штыковые. Стояли насмерть. Один из командиров докладывал: Цитата: 18 декабря гнал людей на бой… В ротах осталось по 70 — 80 человек, офицеры командуют 3 — 4 ротами; был случай, когда командир полка командовал ротой… Страшные потери в людях… Пулеметов нет. А Пржевальский вызвал полковника Тетерю и сказал: Цитата: У меня остался последний резерв — 2 сотни… Возьми их, иди туда и действуй по обстоятельствам. Теперь пришла твоя очередь спасать Сарыкамыш. Больше ни на какие подкрепления рассчитывать нельзя. И 2 сотни 6-го пластунского батальона пошли в атаку ночью — опять молча, без выстрелов. И опрокинули врага, погнали из города. Потому что и аскеры выдохлись в уличных боях, их части были повыбиты.
Терять туркам было нечего – перспектива отступления через те же снежные горы, по морозу, да еще и голодными, по тем местам, которые сами же разграбили, отнюдь не радовала Энвера, поэтому он раз за разом посылал своих солдат в атаки.
Вот в этом время и начал сказываться маневр Юденича – пока 10-й турецкий корпус безуспешно штурмовал Сарыкамыш на северном направлении отряды Букретова, Попова и Барковского стали одолевать 9-й и перехватывать пути сообщения между турецкими позициями и перевалом. А к Сарыкамышу подходили новые подкрепления. Полки Кавказской казачьей дивизии лихого кавалериста Николая Николаевича Баратова, 2-я пластунская бригада Гулыги. Юденич смог усилить и Пржевальского, и на этом фланге инициатива тоже перешла к русским. Отряды Баратова, Габаева и Фесенко стали теснить и охватывать турок со стороны железной дороги.
На фото генерал от кавалерии Николай Николаевич Баратов:
Продолжалось и обходное движение, предпринятое Юденичем. И 2 января во вражеском тылу был захвачен Бардусский перевал. 9-й турецкий корпус оказался в окружении. А 4 января русские перешли в общее наступление. Оно протекало в трудных условиях. Например, казаки 1-го Уманского полка атаковали в конном строю по снегу, доходившему до брюха лошадей. Но успех обозначился сразу же. Голодные, обмороженные и поредевшие в боях турки сломались и начали массово сдавать в плен.
14-я рота 154-го Дербентского полка под командованием капитана Вашакидзе, прорвавшись штыковой атакой на стыке двух соединений, захватила в плен командира 9-го турецкого корпуса со штабом, 107 офицеров и 200 солдат, а вдобавок еще и артиллерийскую батарею. Там же, в Сарыкамышских лесах, пленили командиров 17-й, 28-й и 29-й вражеских дивизий, взяли 30 орудий, 20 пулеметов. А войска турецкого 10-го корпуса по горным дорогам покатились назад, спеша выскочить из ловушки через Ольты, пока и этих путей не перехватил противник.
Сводка штаба Кавказской армии сообщала: Цитата: 22 декабря (прим.: по старому стилю) вечером вполне определилось полное поражение обоих турецких корпусов, причем 9 корпус был уничтожен полностью; все его генералы с командиром корпуса Исхан-пашой во главе, 220 с лишним офицеров, около 7 тыс. нижних чинов, уцелевших от 30-тысячного корпуса после многодневных боев под Сарыкамышем, вся наличная артиллерия, ручное оружие, боевые припасы — все это осталось в наших руках. Части 10 корпуса бросились в беспорядке спасаться по направлению на Косор… преследуемые нашей конницей и пехотными частями. Операция успешно развивалась. 32-я пехотная дивизия 10-го корпуса, пытавшаяся по приказу Энвера прикрыть отступление 31-й и 30-й, была разгромлена конницей Баратова. Эверу пришлось спасаться бегством. Причем, по некоторым данным, тоже чуть не угодил в плен — по иронии судьбы, его спасли, отбив от появившихся русских, аскеры части, набранной из турецких армян.
К 5 января русские части вновь вступили на турецкую территорию.
Одновременно была одержана победа и на другом участке. Ольтинскому отряду Истомина, остановившему преследующих турок у селений Мерденек и Демер-Кап, Юденич приказал наступать не на Ольты, а на север, на Ардаган. Он отвлек на себя часть сил занимавшей город дивизии, а в это время подошла бригада Калитина и сразу с марша вместе с державшимися тут пластунами устремилась на штурм. Наблюдавший эту атаку полковник М.Е. Семенов писал: Цитата: Сибирская казачья бригада, словно возникнув из-под земли, сомкнутым строем, с пиками наперевес, широким наметом, почти карьером, так неожиданно и резко атаковала турок, что они не успели защититься. Это было что-то особенное и даже страшное, когда мы смотрели со стороны и восхищались ими, сибирскими казаками. Покололи пиками, потоптали конями турок, а остальных забрали в плен. Никто не ушел от них.
Ардаган был взят. Рухнули и планы противника снабжать и подкреплять морем свою группировку в Аджарии. 26 декабря на русских минах, выставленных у входа в Босфор, подорвался “Гебен”. Получил 2 пробоины и должен был надолго встать в док на ремонт. И на море стал господствовать русский флот, пресекая вражеские сообщения.
Энвер-паша, удравший в Эрзерум, 7.1 еще попытался нанести контрудар 11-м и остатками 10-го корпусов. Но эти атаки отразили. И не просто отразили, а еще раз разгромили врага. Так, одна лишь 2-я пластунская бригада Гулыги блестящим контрударом взяла 4 тыс. пленных и захватила штаб 30-й турецкой дивизии — перед этим выбравшейся из окружения.
На фото генерал-майор Иван Емельянович Гулыга:
Этим и завершилась Сарыкамышская битва. Из 90 тыс. чел. ударной группировки назад вернулось 12400 чел. Остальные погибли или попали в плен — русские похоронные команды только вблизи города закопали 28 тыс. турецких трупов. Да и те, кому повезло выбраться, были небоеспособны — истощенные, обмороженные, больные. Русские войска потеряли в этом сражении 20 тыс. убитыми, ранеными и обмороженными.
1919 — Из США на пароходе «Buford» в Советскую Россию высланы 249 человек, включая известных радикальных активистов Эмму Голдман и Александра Беркмана, заподозренных в симпатиях большевикам. Пароход «Бьюфорд» пресса окрестила «советским ковчегом»
1920 — Открытие 8-го Всероссийского съезда Советов в Москве (по 29 декабря). Утверждение плана ГОЭЛРО (Государственная комиссия по электрификации России)
1938 - Близ южной части Африки была выловлена латимерия - самая древняя рыба на Земле. 2 декабря 1938 года траулер «Нерин» выловил на глубине 75 м близ устья реки Чалумна, впадающей в Индийский океан южнее города Ист-Лондон в Капской провинции ЮАР, неизвестную полутораметровую серебристо-голубую рыбу.
Прибывший на место событий специалист, профессор Джеймс Смит назвал ее Latimeria chalumnae в честь директора Ист-Лондонского городского музея Марджори Куртенэ-Латимер, которой удалось разглядеть в улове траулера чудо ихтиологии.
Открытие латимерии произвело сенсацию в научном мире. Рыба принадлежит к отряду целакантов, относящегося к древнему отряду кистеперых, которых ученые считали вымершими еще в меловой период. А это более 70 миллионов лет назад!
1989 — Берлинские Бранденбургские ворота спустя 28 лет вновь открываются, ознаменовав объединение ГДР и ФРГ.
1989 — После недельных демонстраций Ион Илиеску стал президентом Румынии, завершив тем самым правление Чаушеску. 17 декабря 1989 года Чаушеску отдал приказ Секуритате и вооруженным силам стрелять в демонстрантов в городе Тимишоаре, что послужило поводом для начала народного восстания.
Спасаясь от многотысячной толпы митингующих у телецентра в Бухаресте, Николае Чаушеску бежал из столицы со своей женой Еленой на вертолёте. Затем они продолжили бегство на автомобиле. Однако вскоре в небольшом городке Тырговиште их задержали боевики армии пришедшего к власти оппозиционного Фронта национального спасения.
Там же был организован Чрезвычайный военный трибунал трибунал, который приговорил чету Чаушеску к расстрелу. Приговор был немедленно приведён в исполнение. Видеозапись их казни впоследствии демонстрировалась во многих странах мира.
Сегодня родились: Джакомо Пуччини, Эдуард Успенский, Пол Вулфовиц, Юрий Маленченко
_________________ Crediamo a Luciano )))
Источник: www.sector10.ru
|
|