Публикации
История детского движения: скауты и потешные
Автор: Копылова Т.
Издание: Воспитание школьников.– 2008.– №1.– С. 50-52
В 1908 г. в Российской империи произошли два знаменательных события: появление указа Николая II о создании отрядов потешных; выход книги, героя англо-бурской войны генерала Р.Баден-Пауэлла «Scouting ...or boys» (в русском варианте «Юный разведчик»). Оба события стали следствием осуществления новой государственной политики.
Воспитание подрастающего поколения в духе патриотизма главная цель скаутизма.
Потешничество часто воспринимается как адаптированный к условиям России скаутинг, но ход истории показал, что это не так.
С началом первой мировой войны отряды потешных стали исчезать, скаутские отряды на протяжении XX в. не раз доказывали свою жизнеспособность.
Потешничество, созданное в России в 80-х гг. XVII в., послужило забавам юного Петра Алексеевича. Позже из тех отрядов были сформированы гвардейские Преображенский и Семеновский полки, отличавшиеся в реальных сражениях.
Этим опытом воспользовалась Екатерина II
После поражения в русско-японской войне 1904-1905 гг. государство осознало необходимость введения целостной системы патриотического воспитания детей и юношества.
Первый потешный отряд был организован инспектором народных училищ А.А.Луцкевичем из детей 8-14 лет в г. Бахмут (с 1924 г. Артемовск Донецкой области).
Потешные команды стали создаваться при школах, гарнизонах, артиллерийских батареях, кораблях, пожарных командах. Все расходы на обмундирование и обучение детей брала на себя казна, учителями становились офицеры.
Развивавшийся параллельно российский скаутинг имел отличительные особенности. Наличие рыцарского устава, в котором были сформулированы нравственные качества скаутов: бескорыстие, самопожертвование, честность, преданность, дисциплина и т.д. Основы скаутинга были изложены в книге Р.Баден-Пауэлла.
Днем основания российского скаутинга считается 30 апреля 1909 г. Тогда в г. Павловске под Петербургом был создан первый патруль российских скаутов и его назвали «Бобры». Были определены направления деятельности российских скаутов:
развитие духовно-нравственных, индивидуальных качеств (тренировка памяти, воли, органов чувств, воспитание характера);
служение государству (навыки практической помощи армии, населению);
религиозное воспитание;
физическое воспитание (военный строй, походы, физические упражнения);
трудовое воспитание (овладение различными специальностями и практическими навыками).
Методом воспитательной системы у скаутов стала длительная игра, которая охватывает все время пребывания в отряде скаута. Цель игры «привитие юношам рыцарского отношения к окружающим, любви и преданности Родине, заботливого отношения ко всем людям».
В начале XX в. еще не было ни массового спорта, ни туризма, то скаутские отряды и отряды потешных стали неким ноу-хау в области воспитательной работы.
В таблице приведена сравнительная деятельность отрядов.
Параметры для сравнения Отряды потешных Скаутские отряды Дата возникновения в России 1908 1909 Представители А.А. Луцкевич О.И.Пантюхов, Г.А.Захарченко, В.Г.Янчевецкий, И.Н.Жуков Руководители отрядов Офицеры, чиновники руководства железной дороги, попечители церковно-приходских школ Офицеры, педагоги Средства массовой информации «Потешный», с 1910 г. «Ученик», с 1910 г. Инициаторы создания Приказ Николая II об обучении военному делу детей и подростков; реализован Министерством просвещения и Священным Синодом Генштаб инициировал перевод книги Баден-Пауэлла «Юный разведчик». Отряды создавали заинтересованные офицеры и педагоги Цели Духовное воспитание и физическое развитие. Подготовка юного поколения как будущего гражданина России и в частности воина
Развитие духовно-нравственных, гражданских и индивидуальных качеств личности Методы Строевые занятия, беседы по ратной истории России Длительная игра Места базирования Полки, батареи, корабли, пожарные команды, церковно-приходские школы Училища, гимназии, клубы Появление в России скаутинга и потешничества стало результатом признания особой роли детского движения в реализации воспитательных задач, сформулированных государством. Основным содержанием социального заказа стали физическое воспитание и военная подготовка детей и молодежи.
Парадная нацеленность потешных сослужила им плохую службу. Привыкшие к участию в парадах и смотрах, подростки так и остались не более чем исполнителями чужой воли. Потешные, оставшись наедине со своими проблемами, не сумели взять инициативу в свои руки, и их дружины распались.
Скауты проявили себя активными хранителями традиций. В послевоенные годы скаутинг стал быстро набирать силы и приобрел черты педагогической системы. Появились работы, посвященные анализу его воспитательного потенциала.
Роль государства в развитии детского движения очень важна. Это не просто определение методов и содержания деятельности детских объединений, создание единой детской организации, а формирование социального заказа на личность. Ориентируясь на этот заказ и чувствуя государственную поддержку, детские организации на местах будут способствовать самореализации подростков.